Рart-time обучения в условиях цифровизации профессионального образования

Название темы проекта: Рart-time обучения в условиях цифровизации профессионального образования

Название приоритетного направления развития науки. 8. Исследования в области образования и науки

Наименование специализированного научного направления, на которое подается заявка, вид исследования. 8.1.2 Актуальные проблемы в области образования и языкознания, прикладные исследования.

Предполагаемые даты начала и окончания проекта, его продолжительность в месяцах.  01.07.2022-30.12.2024, 30 месяцев.

Актуальность исследования. В Казахстане традиционные формы профессионального образования (очное, вечернее, экстернат) осуществляются в соответствии с Законом РК «Об образовании». В нашей стране заочная форма обучения с 2019 года начала переход на дистанционные технологии обучения. Все достижения системы дистанционного образования в Казахстане продемонстрировали свою несостоятельность во время пандемии последних лет.

В условиях цифровизации профессионального образования возникает необходимость модернизации или трансформации дистанционного обучения.

В последние годы в мире стала распространяться модель «открытого образования». Эта модель проистекает из открытости мирового знания, процессов и человеческого познания. Предлагаемый проект предусматривает реализацию  full-time и part-time обучения через «открытое образовательное пространство» (ООП) в условиях цифровизации профессионального образования. В зависимости от условий социальной и трудовой занятости обучающиеся получают полный объем образовательной программы full-time обучения посредством part-time обучения в ООП. Это определяет основную идею исследования.

Цель исследования: моделирование part-time обучения в условиях открытого образовательного пространства, доступного любому обучающемуся, разработка методики и программного обеспечения его реализации.

Это будет способствовать реализации законов РК «Цифровой Казахстан» и «Статус педагога».

Задачи исследования:

1.Анализ зарубежного и отечественного опыта рart-time обучения и цифровизации профессионального образования. Изучениеpart-time обучения в зарубежных высших учебных заведениях, а также опыта цифровизации будет служить основой для разработки педагогической модели и методики, создания программного продукта.

  1. Оценка современного состояния внедрения дистанционного обучения в системе профессионального образования в Казахстане. Изучение состояния дистанционного обучения в казахстанских вузах позволит определить пути достижения намеченной цели.
  2. Моделирование рart-time обучения через открытое образовательное пространство в условиях цифровизации профессионального образования. Будет раскрыта сущность понятий«открытое образовательное пространство»,«рart-time обучение».
  3. Определить педагогические принципы и условия рart-time обучения через открытое образовательное пространство.
  4. Разработать платформу открытого образовательного пространства для рart-time обучения. В открытом образовательном пространстве будут собраны онлайн-курсы, виртуальная лаборатория, банк тестов, веб-конференция, онлайн-доска и др. Образовательная платформа станет инструментом обеспечения качества и доступности образования в стране, предоставит возможность бесплатного доступа к онлайн-курсам, разработанными совместно с ведущими специалистами.
  5. Разработать методику рart-time обучения через открытое образовательное пространство обучающихся профессионального образования.
  6. Апробация методики обучения part-time через открытое образовательное пространство в условиях цифровизации профессионального образования.

Ожидаемые результаты:

  1. На основании изучения зарубежного и отечественного опыта рart-time обучения и цифровизации профессионального образования будет выстроена структура открытого образовательного пространства, ориентированного на part-time обучение в Казахстане.
  2. В условиях цифровизации профессионального образования будет создана авторская педагогическая модель part-time обучения через открытое образовательное пространство.
  3. Будут определены педагогические принципы и условия part-time обучения через открытое образовательное пространство.
  4. Будет создана платформа открытого образовательного пространства, включающая системную интеграцию информационных форм в условиях цифровизации профессионального образования.
  5. Будет разработана авторская методика part-time обучения в условиях открытого образования.
  6. В условиях цифровизации профессионального образования будет проведена апробация методики part-time обучения через открытое образовательное пространство (для образовательных программ «6В01506-Информатика», «6В01505-Физика-информатика», «6В01504-Физика», «7М01504-Физика»).

По результатам проекта будет подготовлена 1 монография объемом не менее 5 печатных листов, не менее 1 (одной) статьи или обзора в рецензируемом научном издании, индексируемом в Social Science Citation Index или Arts and Humanities Citation Index базы Web of Science и (или) имеющем процентиль по CiteScore в базе Scopus не менее 35, не менее 2 статей/обзоров в рецензируемом зарубежном и/или отечественном издании, рекомендованном КОКСОН, 2 статьи в сборниках международных, республиканских конференций, получено 3 авторских свидетельства.

 

Краткие сведения о реализации проекта в соответствии с календарным планом за 2022 год

Шифр задания, этапа

Наименование работ по Договору и основные этапы его выполнения

Основные результаты

1

Рart-time оқыту мен кәсіби білім беруді цифрландырудың шетелдік және отандық тәжірибелерін талдау

Изучен теоретический и практический опыт, распространенный за рубежом. Были обобщены и проанализированы материалы научных трудов по цифровизации образования зарубежных (Sue Jackson, Magda Rokicka, Silke Heuse,Вайнштейн Ю. В., Вайндорф-Сысоева М. Е., Строков А. А., Корбит П. А., Полупан К. Л.,) и отечественных ученых (Кусайнов А. К.,Шарипбай А. А., Балыкбаев Т. О., Нурбекова Ж. К., Тажигулова А. И., Артыкбаева Е. В., Нургалиева Г. К. и др.). В ходе исследования была написана статья на тему «Модели современных университетов", которая сдана в печать в сборник материалов международной научно-практической конференции. На конференции был прочитан и обсужден материал статьи.

1.1

Шетелдердегі маман даярлауда рart-time оқытуды жүзеге асыру тәжірибесін теориялық талдау

Изучены подходы и практика применения part-time обучения за рубежом. Исследован опыт обучения part-time в США, Европе, Азии, России. Проведен сравнительный анализ форматов full-time и part-time обучения, проанализированы преимущества и различия. Определены различные методики part-time обучения (очно-заочное, заочное, online, online-offline, смешанное/гибридное) в рассматриваемых странах.

1.2

Әлемнің жетекші елдеріндегі  цифрлық білім берудің теориялық-тұжырымдамасы мен практикасына арналған іргелі еңбектер мен шетелдік және отандық  әдебиеттерді талдау, жүйелеу

Проанализированы зарубежная и отечественная теоретическая концепция и практика цифрового образования, выявлены закономерности и тенденции развития. Были проанализированы и систематизированы результаты анализа цифровых стратегий (Digital strategy) Германии, Венгрии, Эстонии, Сингапура, Южной Кореи, России и государственной программы Республики Казахстан «Цифровой Казахстан» за 2017 год, «Концепции развития информационно-коммуникационных технологий и цифровой отрасли», утвержденной приказом №961 от 30 декабря 2021 года.

1.3

Цифрлық  білім беру арқылы рart-time оқытудың шетелдегі функционалдық практикасын, трансформациялау мен жаңғыртылуын педагогикалық  зерттеу

Проведен и обобщен теоретический анализ научно-методических работ по теме исследования. В практике цифровизации высшего образования США установлено, что заочное обучение трансформируется в онлайн-обучение и открытое образование. Здесь дистанционное обучение воспринимается в качестве преемника заочного образования (Л. Юань, С. Пауэлл). В результате трансформации заочного обучения в дистанционное обучение с помощью информационных технологий контингент студентов в 1980-е годы достиг 300 тыс. человек, и до настоящего времени этот показатель непрерывно растет. В странах Европы в рамках "Плана услуг цифровой трансформации образования" определена структура онлайн курса, сочетающая рart-time обучение с онлайн обучением, разработкой онлайн курсов. Изучена структура и технология платформ Moodle, SCORM, Blackboard, Coursera, Lectorium, Stepik и др.

1.4

Кәсіби білім беруді цифрландыру жағдайында Қазақстандық рart-time оқытудың педагогикалық моделін құру

Начато разработка педагогической модели казахстанского рart-time обучения. В ходе исследования, опираясь на научно-методические труды, были разработаны прототипы казахстанской модели рart-time обучения. Разработаны содержания образования, формы обучения, варианты моделей: «Система рart-time обучения», «Структура рart-time обучения», «Кейс-технология в формате Part-time обучения», характеризующие взаимосвязь между обучающимся и преподавателем/вузом.

2.1

Қазақстандағы кәсіби білім беру жүйесіне қашықтан оқыту технологиясын жаңғырту бойынша ғылыми және аналитикалық талдау, есептік материалдарды жинау

Проведен научный анализ трансформация технологии дистанционного обучения. Изучены практики трансформации заочного обучения в дистанционное в казахстанских вузах. По отчетным материалам вузов последних лет были проанализированы правила дистанционного обучения и практика его внедрения. Была подготовлена и опубликована статья «Distance Learning Activation in Higher Education» (European Journal of Contemporary Education. 2022. 11(3), E-ISSN 2305-6746 2022. 11(3): 831-845. DOI: 10.13187/ejced.2022.3.831).

Перечень опубликованных работ в соответствии с календарным планом за 2022 год

Перечень опубликованных работ в соответствии с календарным планом за 2022 год

База данных

Медешова А.Б., Акимова С.М., Курмашева Д.Н. Қазіргі заманғы университеттердің модельдері.// "Білім және ғылым берудегі дәстүрлер мен инновациялар: тарих, қазіргі жағдай, перспективалар" атты ғылыми-тәжірибелік конференция материалдар жинағы, Орал, БҚУ, 2022.-баспада

Отечественные публикации

Aigul Medeshova Аkmaral Kassymova , Zhazira Mutalova, Gaukhar Kamalova Distance Learning Activation in Higher Education.//"European Journal of Contemporary Education," 2022,11(3), E-ISSN 2305-6746 2022. 11(3): 831-845. DOI: 10.13187/ejced.2022.3.831.процеентиль 78

Зарубежные публикации

Scopus