Изучение биоразнообразия ископаемых морских рептилий в Западном Казахстане

Тема проекта АР 19177208 Изучение биоразнообразия ископаемых морских рептилий в Западном Казахстане

Актуальность

Западный Казахстан с точки зрения перспектив развития палеонтологической науки отличается обилием окаменелых ископаемых. На территории встречаются вымершие останки морских беспозвоночных из мезозойских отложений как сопутствующая фауна позвоночных организмов. Наши научные исследования могли бы значительно дополнить современные представления о биоразнообразии фауны Западного Казахстана мезозойской эры.

Полученные в ходе реализации проекта данные позволят использовать останки морских рептилий, в том числе ихтиозавров для детального расчленения разрезов нижнемеловых и юрских отложений, для выделения биостратиграфических горизонтов, слоев и стратиграфическом распространении различных видов морских рептилий.

Полученные данные имеют важнейшее значение для понимания позднего этапа (конец юрского и мелового периодов) эволюции ихтиозавров и дают представление о распространении данной группы в отмеченное время. Открытие Kazakhstanosaurus в отложениях Республики Казахстан говорит о том, что эти рептилии сохранились в теплых водах Тетиса с начала юрского периода. Их проникновение в бореальные воды дало толчок эволюции семейства Undorosauridae.

Цель:

изучение таксономического состава морских рептилий и разработка предложений по созданию палеонтологического памятника природы республиканского значения на территории Западного Казахстана

Задачи проекта:

1. сбор, анализ и систематизация научной информации о разнообразии морских рептилий на территории Западного Казахстана;
  2. стратиграфическое и литологическое описание разрезов мезозойских отложений Западного Казахстана;
  3. морфологическое и систематическое описание ископаемых остатков ихтиозавров из местонахождений Западного Казахстана и создание коллекции морских рептилий.
  4. разработка рекомендаций по созданию палеонтологического памятника природы мезозойского эры на территории Западного Казахстана;
  5. публикация результатов НИР (в т.ч. в зарубежном рейтинговом издании из базы Scopus – 2; издание атласа окаменелостей морских рептилий Западного Казахстана - 1.

Ожидаемый результат:

Будет систематизирована научная информации о палеонтологических исследованиях в области морских рептилий, найденные на территории Западного Казахстана.

Будет описано стратиграфическое и литологическое расчленение местонахождений, комплекс сопутствующей фауны.

Будут собраны палеонтологические образцы морских рептилий из отложений мезозоя Западного Казахстана, будет изучен таксономический состав морских рептилий мезозоя. Будет собрана палеонтологическая коллекция морских рептилий, которая будет храниться в музее ЗКУ им. М.Утемисова.

По результатам научных исследований, проведенных в рамках проекта, будут опубликованы:

Будет подготовлен список наиболее уникальных местонахождений Западного Казахстана для включения в список государственных палеонтологических памятников природы республиканского значения, разработаны рекомендации по созданию государственного палеонтологического памятника природы республиканского значения.

Результаты исследований также будут применены при подготовке студентов и магистрантов специальностей «География», «Биология», «Экология» и учителями школ на уроках биологии и географии.

Достигнутые результаты

Собрана, проанализирована научная информация о палеонтологических исследованиях, осуществленных на Западно-Казахстанской, Мангистауской области.

Проведено стратиграфическое и литологическое описание разрезов мезозойских отложений на территории п.Тушыбек Мангистауской области.

Верхняя часть плато сложена серыми, белыми и розовыми известняками палеогенового возраста. Видимая мощность 40–50 м. При осмотре обнажений были обнаружены позвонки костистых рыб и отпечатки чешуи. Здесь же встречается большое количество двустворчатых моллюсков, остатков раковин аммонитов Semenoviceras sp., Сhelenbachia varians, Turrilites (Lamarck 1801)

Был исследован меловой массив Акбулак Кобдинского района Актюбинской области.  Геоморфологически урочище Акбулак относится к Подуральскому плато. Данный меловой массив сложен породами верхнего мела. В меловых отложениях встречены двустворчатые моллюски Oxytoma sp., Inoceramus sp., Gryphaea sp., а также щитки панцирных морских ежей Echinocorys sp., белемниты Belemnellа camax, аммониты верхнемелового периода. Также из фауны найдены трудно определяемые остатки двустворчатых моллюсков, многочисленные трубки червей, образующих колонии и рифовые банки.

Проведены палеонтологические изыскания на территории Атырауской области. Проведены обследования перспективных местонахождений представителей мезозойской фауны - местонахождение Карабала-Кантемир в районе озера Индер, местонахождение Койкара в нижнем течении реки Жем на возвышенности Койкара, обследованы меловые обнажения и овраги с выходами пород у горы Иманкара, окрестности балки Кайнар и урочища Конырсай. Собраны образцы палеофауны беспозвоночных. В урочище Акчи были найдены Ostrea sp., Belemnitella sp., Caryophyllum similotrochus из верхнемеловых отложений.

Описание других мест нахождений будет продолжено в 2024 году.

Подготовлено морфологическое и систематическое описание ископаемых остатков ихтиозавров из местонахождений п.Тушыбек. Найдены фрагментарные скелеты морских рептилий из мезозойских отложений, которые включают в себя следующие части: атлант, эпистрофей, квадратные кости, верхнечелюстная кость, теменная, надвисочная кость, позвонки, ребра, зубы.

По результатам описания скелет был отнесен к семейству Platypterygidae Bardet, 1994, роду Platypterygius, Huene, 1922.

Исследовательская группа

1. Ахмеденов Кажмурат Максутович – научный консультант, кандидат географических наук, профессор. Индекс Хирша в Scopus - 6, Индекс Хирша в WoS - 3.

ORCID (http://orcid.org/0000-0001-7294-0913)

Scopus Author ID 55022862400 (https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=55022862400).

1. Якупова Джамиля Болатовна – научный руководитель, магистр