Название темы проекта: Рart-time обучения в условиях цифровизации профессионального образования
Название приоритетного направления развития науки. 8. Исследования в области образования и науки
Наименование специализированного научного направления, на которое подается заявка, вид исследования. 8.1.2 Актуальные проблемы в области образования и языкознания, прикладные исследования.
Предполагаемые даты начала и окончания проекта, его продолжительность в месяцах. 01.07.2022-30.12.2024, 30 месяцев.
Актуальность исследования. В Казахстане традиционные формы профессионального образования (очное, вечернее, экстернат) осуществляются в соответствии с Законом РК «Об образовании». В нашей стране заочная форма обучения с 2019 года начала переход на дистанционные технологии обучения. Все достижения системы дистанционного образования в Казахстане продемонстрировали свою несостоятельность во время пандемии последних лет.
В условиях цифровизации профессионального образования возникает необходимость модернизации или трансформации дистанционного обучения.
В последние годы в мире стала распространяться модель «открытого образования». Эта модель проистекает из открытости мирового знания, процессов и человеческого познания. Предлагаемый проект предусматривает реализацию full-time и part-time обучения через «открытое образовательное пространство» (ООП) в условиях цифровизации профессионального образования. В зависимости от условий социальной и трудовой занятости обучающиеся получают полный объем образовательной программы full-time обучения посредством part-time обучения в ООП. Это определяет основную идею исследования.
Цель исследования: моделирование part-time обучения в условиях открытого образовательного пространства, доступного любому обучающемуся, разработка методики и программного обеспечения его реализации.
Это будет способствовать реализации законов РК «Цифровой Казахстан» и «Статус педагога».
Задачи исследования:
1.Анализ зарубежного и отечественного опыта рart-time обучения и цифровизации профессионального образования. Изучениеpart-time обучения в зарубежных высших учебных заведениях, а также опыта цифровизации будет служить основой для разработки педагогической модели и методики, создания программного продукта.
- Оценка современного состояния внедрения дистанционного обучения в системе профессионального образования в Казахстане. Изучение состояния дистанционного обучения в казахстанских вузах позволит определить пути достижения намеченной цели.
- Моделирование рart-time обучения через открытое образовательное пространство в условиях цифровизации профессионального образования. Будет раскрыта сущность понятий«открытое образовательное пространство»,«рart-time обучение».
- Определить педагогические принципы и условия рart-time обучения через открытое образовательное пространство.
- Разработать платформу открытого образовательного пространства для рart-time обучения. В открытом образовательном пространстве будут собраны онлайн-курсы, виртуальная лаборатория, банк тестов, веб-конференция, онлайн-доска и др. Образовательная платформа станет инструментом обеспечения качества и доступности образования в стране, предоставит возможность бесплатного доступа к онлайн-курсам, разработанными совместно с ведущими специалистами.
- Разработать методику рart-time обучения через открытое образовательное пространство обучающихся профессионального образования.
- Апробация методики обучения part-time через открытое образовательное пространство в условиях цифровизации профессионального образования.
Ожидаемые результаты:
- На основании изучения зарубежного и отечественного опыта рart-time обучения и цифровизации профессионального образования будет выстроена структура открытого образовательного пространства, ориентированного на part-time обучение в Казахстане.
- В условиях цифровизации профессионального образования будет создана авторская педагогическая модель part-time обучения через открытое образовательное пространство.
- Будут определены педагогические принципы и условия part-time обучения через открытое образовательное пространство.
- Будет создана платформа открытого образовательного пространства, включающая системную интеграцию информационных форм в условиях цифровизации профессионального образования.
- Будет разработана авторская методика part-time обучения в условиях открытого образования.
- В условиях цифровизации профессионального образования будет проведена апробация методики part-time обучения через открытое образовательное пространство (для образовательных программ «6В01506-Информатика», «6В01505-Физика-информатика», «6В01504-Физика», «7М01504-Физика»).
По результатам проекта будет подготовлена 1 монография объемом не менее 5 печатных листов, не менее 1 (одной) статьи или обзора в рецензируемом научном издании, индексируемом в Social Science Citation Index или Arts and Humanities Citation Index базы Web of Science и (или) имеющем процентиль по CiteScore в базе Scopus не менее 35, не менее 2 статей/обзоров в рецензируемом зарубежном и/или отечественном издании, рекомендованном КОКСОН, 2 статьи в сборниках международных, республиканских конференций, получено 3 авторских свидетельства.
Краткие сведения о реализации проекта в соответствии с календарным планом за 2022 год
Шифр задания, этапа |
Наименование работ по Договору и основные этапы его выполнения |
Основные результаты |
1 |
Рart-time оқыту мен кәсіби білім беруді цифрландырудың шетелдік және отандық тәжірибелерін талдау |
Изучен теоретический и практический опыт, распространенный за рубежом. Были обобщены и проанализированы материалы научных трудов по цифровизации образования зарубежных (Sue Jackson, Magda Rokicka, Silke Heuse,Вайнштейн Ю. В., Вайндорф-Сысоева М. Е., Строков А. А., Корбит П. А., Полупан К. Л.,) и отечественных ученых (Кусайнов А. К.,Шарипбай А. А., Балыкбаев Т. О., Нурбекова Ж. К., Тажигулова А. И., Артыкбаева Е. В., Нургалиева Г. К. и др.). В ходе исследования была написана статья на тему «Модели современных университетов", которая сдана в печать в сборник материалов международной научно-практической конференции. На конференции был прочитан и обсужден материал статьи. |
1.1 |
Шетелдердегі маман даярлауда рart-time оқытуды жүзеге асыру тәжірибесін теориялық талдау |
Изучены подходы и практика применения part-time обучения за рубежом. Исследован опыт обучения part-time в США, Европе, Азии, России. Проведен сравнительный анализ форматов full-time и part-time обучения, проанализированы преимущества и различия. Определены различные методики part-time обучения (очно-заочное, заочное, online, online-offline, смешанное/гибридное) в рассматриваемых странах. |
1.2 |
Әлемнің жетекші елдеріндегі цифрлық білім берудің теориялық-тұжырымдамасы мен практикасына арналған іргелі еңбектер мен шетелдік және отандық әдебиеттерді талдау, жүйелеу |
Проанализированы зарубежная и отечественная теоретическая концепция и практика цифрового образования, выявлены закономерности и тенденции развития. Были проанализированы и систематизированы результаты анализа цифровых стратегий (Digital strategy) Германии, Венгрии, Эстонии, Сингапура, Южной Кореи, России и государственной программы Республики Казахстан «Цифровой Казахстан» за 2017 год, «Концепции развития информационно-коммуникационных технологий и цифровой отрасли», утвержденной приказом №961 от 30 декабря 2021 года. |
1.3 |
Цифрлық білім беру арқылы рart-time оқытудың шетелдегі функционалдық практикасын, трансформациялау мен жаңғыртылуын педагогикалық зерттеу |
Проведен и обобщен теоретический анализ научно-методических работ по теме исследования. В практике цифровизации высшего образования США установлено, что заочное обучение трансформируется в онлайн-обучение и открытое образование. Здесь дистанционное обучение воспринимается в качестве преемника заочного образования (Л. Юань, С. Пауэлл). В результате трансформации заочного обучения в дистанционное обучение с помощью информационных технологий контингент студентов в 1980-е годы достиг 300 тыс. человек, и до настоящего времени этот показатель непрерывно растет. В странах Европы в рамках "Плана услуг цифровой трансформации образования" определена структура онлайн курса, сочетающая рart-time обучение с онлайн обучением, разработкой онлайн курсов. Изучена структура и технология платформ Moodle, SCORM, Blackboard, Coursera, Lectorium, Stepik и др. |
1.4 |
Кәсіби білім беруді цифрландыру жағдайында Қазақстандық рart-time оқытудың педагогикалық моделін құру |
Начато разработка педагогической модели казахстанского рart-time обучения. В ходе исследования, опираясь на научно-методические труды, были разработаны прототипы казахстанской модели рart-time обучения. Разработаны содержания образования, формы обучения, варианты моделей: «Система рart-time обучения», «Структура рart-time обучения», «Кейс-технология в формате Part-time обучения», характеризующие взаимосвязь между обучающимся и преподавателем/вузом. |
2.1 |
Қазақстандағы кәсіби білім беру жүйесіне қашықтан оқыту технологиясын жаңғырту бойынша ғылыми және аналитикалық талдау, есептік материалдарды жинау |
Проведен научный анализ трансформация технологии дистанционного обучения. Изучены практики трансформации заочного обучения в дистанционное в казахстанских вузах. По отчетным материалам вузов последних лет были проанализированы правила дистанционного обучения и практика его внедрения. Была подготовлена и опубликована статья «Distance Learning Activation in Higher Education» (European Journal of Contemporary Education. 2022. 11(3), E-ISSN 2305-6746 2022. 11(3): 831-845. DOI: 10.13187/ejced.2022.3.831). |
Перечень опубликованных работ в соответствии с календарным планом за 2022 год
Перечень опубликованных работ в соответствии с календарным планом за 2022 год |
База данных |
Медешова А.Б., Акимова С.М., Курмашева Д.Н. Қазіргі заманғы университеттердің модельдері.// "Білім және ғылым берудегі дәстүрлер мен инновациялар: тарих, қазіргі жағдай, перспективалар" атты ғылыми-тәжірибелік конференция материалдар жинағы, Орал, БҚУ, 2022.-баспада |
Отечественные публикации |
Aigul Medeshova Аkmaral Kassymova , Zhazira Mutalova, Gaukhar Kamalova Distance Learning Activation in Higher Education.//"European Journal of Contemporary Education," 2022,11(3), E-ISSN 2305-6746 2022. 11(3): 831-845. DOI: 10.13187/ejced.2022.3.831.процеентиль 78 |
Зарубежные публикации Scopus |