Горбачев Александр Александрович - профессор кафедры изобразительного искусства и дизайна Западно-Казахстанского университета им.М.Утемисова, доктор педагогических наук, Заслуженный работник культуры РФ, член-корреспондент Международной академии информатизации, академик Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы (МАНЭБ), академик Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения имени А.А. Остапца-Свешникова (МОО МАДЮТК), Почетный профессор Переяслав-Хмельницкого государственного педагогического университета (Украина).
Биография
Горбачев Александр Александрович видный ученый, получивший широкую известность и заслуженное признание в России, Казахстане и Украине, благодаря полувековой научно-практической деятельности по реализации многочисленных проектов в области высшего образования в сфере культуры, искусства и туризма. Гражданин РФ. Родился 18 мая 1947 года в городе Кзыл-Орда Казахской ССР в многодетной русской семье. Детские годы провёл на малой Родине в Аральском районе Кзыл-ординской области. Отец, Александр Михайлович - из рабочих-железнодорожников Туркестанской железной дороги. Мать, Александра Васильевна, уроженка Самарской области, удостоена медали «Мать-героиня».
В период обучения в Кзыл-ординской школе №2 (1954-1965гг.) проявил себя не только успехами в ученье, но и в спорте, став кандидатом в мастера спорта по баскетболу, призёром многих городских шахматных соревнований. Кроме того, в школьные годы стал лицензированным туристом, участником многих выставок изобразительного искусства. Работать начал ещё с одиннадцатого класса и успешно справлялся с обязанностями ихтиолога Кзыл-ординской рыбинспекции.
На этой целеустремлённой основе успешно проявил себя во всех последующих этапах жизнедеятельности. С 1965 по 1968гг. с отличием учился в Кзыл-ординском гидромелиоративном техникуме, после его окончания работал мастером арматурного цеха на заводе железобетонных изделий. С 1968 по 1970гг. служил в армии, в Туркестанском военном округе и параллельно учился на факультете изобразительного искусства Московского заочного народного университета искусств им. Н.К. Крупской (ЗНУИ). По завершению армейской службы поступил на работу, на должность слесаря Чимкентского цементного завода и по совместительству работал в качестве художника-оформителя. Был рекомендован заводом на рабочий факультет очного отделения Чимкентского педагогического института культуры им. Аль-Фараби. Успешно сдал выпускные экзамены рабфака и был зачислен на очное отделение института по специальности «Библиотековедение и библиографоведение» с профилизацией «Научно-технические библиотеки и информатика».
После окончания вуза в 1975 году, был приглашен работать в должности преподавателя на кафедре культурно-просветительной работы, как отличник учебы и дипломант Республиканских студенческих научных конкурсов, участник научных этнографических и археологических экспедиций в Казахстане и Туркестане, как лауреат Всесоюзных
фестивалей изобразительного искусства. Доверили чтение курсов «Наглядная пропаганда в библиотеке» и «Библиотечный шрифт». Параллельно с работой на кафедре, в 1975 году прошел стажировку по курсу «Наглядная агитация» в Ленинградском государственном институте культуры, а также – в Московском государственном институте культуры, где прикрепился соискателем по проблеме художественного оформления учреждений культуры у известного ученого и автора книг для художников-оформителей, кандидата архитектуры А.С. Щипанова. Педагогическую работу в Чимкентском педагогическом институте культуры А.А. Горбачёв в период с 1975 по 1980 гг. успешно сочетает с административной должностью заместителя декана факультета культурно-просветительной работы и музыки.
В 1980 году выдержал конкурс на специальность 13.00.05-«Теория, методика и организация культурно-просветительной работы» в аспирантуру Московского государственного института культуры, которую успешно окончил с защитой диссертации и присвоением учёной степени кандидата педагогических наук в 1984 году. По завершению аспирантуры возвратился в город Чимкент и до 1993 года работал в должностях старшего преподавателя кафедры культурно-просветительной работы, заместителя декана факультета культурно-просветительной работы и музыки, доцента, старшего научного сотрудника.
В 1991/1993 году поступил в докторантуру Московского государственного университета культуры и искусств по специальности 13.00.05-«Теория, методика и организация социально-культурной деятельности». Успешно закончил. На одном из первых докторских советах в 2002 году успешно защитил докторскую диссертацию по проблемам теории и методики художественно-эстетического воспитания молодежи в учреждениях культуры.
В 1993 году А.А. Горбачев приехал в Уральск, в Западно-Казахстанский институт культуры, открытый как филиал Чимкентского педагогического института культуры, и сразу включается в практическую работу. В мае 1993 года прошел по конкурсу на должность профессора и заведующего кафедрой, в сентябре того же года был назначен проректором по учебной и научной работе. В июне 1994 года решением ВАК присваивается ученое звание профессора, и он проходит по конкурсу на вакантную должность члена-корреспондента Международной Академии информатизации по секции информатизация культуры.
Горбачев А.А., работая проректором по учебной и научной работе с 1993 по 2002 гг., за короткий срок из молодого вуза культуры в Уральске сделал крупный центр науки и культуры Казахстана и России. Им открыта впервые в республике аспирантура по специальности 13.00.05 – Теория, методика и организация социально-культурной деятельности (1998 г.), позволившая создать научную школу. Под его руководством более 30 преподавателей определись с темами своих кандидатских диссертаций. Пять его учеников и семь преподавателей защитили кандидатские диссертации, двое стали заслуженными работниками культуры. С его помощью разработаны учебные планы и вузом получена лицензия для открытия новых в Казахстане направлений обучения, которые и сегодня не утратили своей популярности. Среди них: «Прикладное искусство и реклама» (в области казахских народных ремесел), «Культуролог досуга», «Менеджер культуры», «Режиссура». Он начинает набор студентов на эти специализации, публикует остро необходимые авторские учебные пособия «Педагогика ИЗОтворчества» «Декоративная и рекламная деятельность: история, теория, методика».
Главный проект ему выбирать не пришлось, т.к. это была возможность в 2000-2002 гг. реализовать в Казахстане уникальный проект создания комплексной трехзвенной системы подготовки кадров для сферы культуры. Базой проекта стал новый по структуре, но родной ему по жизни Западно-Казахстанский государственный университет, образовавшийся в городе Уральске в результате слияния ЗКГУ и института искусств. Сюда он был принят на должность директора института искусств и одновременно курировал проект создания школы искусств на базе Уральского музыкального колледжа. Таким образом, при непосредственном участии была успешно реализована в Казахстане авторская концепция А.А. Горбачёва о координации образовательных программ и процессов на низовом, среднем и высшем уровне обучения в сфере культуры и искусств. Проект «школа-колледж-вуз» стал реальностью, что позволило заметно улучшить качество художественно-эстетического образования в Западно-Казахстанской области.
В 2002-2003 гг. по приглашению ректората Московского психолого-социального института он укрепил свой административный практический опыт и как декан возглавил факультет международного туризма. За этот недолгий период работы в МПСИ А.А. Горбачёв разработал и опубликовал учебно-методические пособия по курсу «Введение в специальность», «Социально-культурный сервис и туризм», издал учебное пособие «Курсовая работа для студентов», обучающихся специальностям «Туризм», «Рекламный сервис», «Гостиничный сервис».
В 2003 году А.А. Горбачёв был приглашен на работу в качестве профессора в Краснодарский государственный университет культуры с целью открытия новой специальности «Социально-культурный сервис и туризм». Этому вузу и Краснодарскому краю А.А. Горбачёв отдал много плодотворных лет. Работал на кафедрах рекламы, маркетинга, заведовал кафедрой социально-культурной деятельности, открыв по этому направлению бакалавриат и аспирантуру. Период с 2003-2008 гг. для А.А. Горбачева - наиболее плодотворный в научно-педагогической деятельности. Им издано более 40 научных фундаментальных монографий, учебников, программ, статей в журналах: «Вестник Московского университета культуры и искусств», «Наука Кубани», в научных журналах Казахстана, Украины. Его труды: «Теория и методика художественно-эстетического воспитания молодежи в учреждениях культуры (Москва, 2003 г.); «Художественно-эстетическое воспитание молодежи: история, теория, практика» (Астана, 2003 г.) используются в вузах Росси и Казахстана. Книга «Декоративная и рекламная деятельность в социокультурной сфере» рекомендована Учебно-методическим объединением по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся специальности «Социально-культурная деятельность» (Москва, 2007г.). Это учебное пособие на краевом конкурсе «Олимп науки Кубани-2008» получило 1-ое место.
В 2013 году он открывает новое направление бакалавриата «Туризм» и активно участвует в формировании соответствующих кафедр вновь созданного в университете факультета социально-культурной деятельности и туризма. Для обеспечения учебного процесса он разрабатывает и читает специальные дисциплины по теории, методике и организации социально-культурной деятельности, истории изобразительного искусства, декоративно-прикладному творчеству, разработке и технологии производства рекламного продукта, маркетингу в туризме и многим другим дисциплинам. Его научный интерес к проблемам развития творческого потенциала студентов находит своё практическое воплощение. Он становится научным руководителем проекта «Маркетинг региональных туристских услуг», редактирует сборники научных конференций. Студенты под его научным руководством ежегодно завоевывают призовые места на межвузовских научных студенческих конкурсах работ. Успешно руководит дипломными работами выпускников, так же преданных избранной профессии, как и их учитель. К примеру, только свыше пятидесяти его выпускников-рекламистов работают в рекламных и туристических агентствах Краснодарского края.
Характерно для А.А. Горбачёва, что на протяжении всей своей профессиональной деятельности он одновременно всегда выполнял самые различные общественные поручения, занимая активную общественную позицию. В 90-е годы он входил в Совет по вопросам культуры Западно-Казахстанской области, участвовал в работе областного городского избиркома по выборам в парламент и выборам президента Республики Казахстан. На VII внеочередной сессии областного маслихата в октябре 1995 года Горбачев Александр Александрович действовал в качестве депутата Парламента Республики Казахстан.
Неоднократно он, как художник, фотограф и исследователь, участвовал в археологических и этнографических экспедициях кафедры археологи и этнографии Казахского государственного университета, в раскопках городища Отрар, исследованиях мавзолея Ахмеда Яссави, средневекового городища Актобе в Чуйском районе Жамбылской области. Тем самым, он содействовал сбору ценнейшего материала для Музея археологии и этнографии Казахского госуниверситета, Чимкентского областного краеведческого музея, Республиканского музея этнографии и археологии им.Ч. Валиханова в Алматы. Этнографические исследования были продолжены А.А. Горбачевым в части изучения прикладного искусства древнего Казахстана. Результаты воплотились в программы спецкурсов и семинаров: «История искусства Казахстана», «Казахские народные ремесла».
Горбачев А.А. ведет большую общественную работу как учёный. Его отличает компетентность, широкий научный потенциал, педагогическое мастерство и творчество, высокая результативность в научно-методической и организационной работе. Выступает с лекциями и докладами на краевых семинарах департамента культуры администрации Краснодарского края по проблемам художественного образования в условиях рыночной экономики. (Краснодар, Анапа, Ейск). Многие годы он является членом диссертационного межвузовского совета по специальностям: 13.00.08 -Теория и методика профессионального образования и 13.00.02 -Теория и методика обучения и воспитания (музыка), где успешно защитились десятки соискателей из России и Казахстана.
С 2004г. Горбачёв А.А. исполняет обязанности председателя Краснодарского краевого филиала общественной Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения (МАДЮТК). Проводит ежегодные «Твердовские чтения» в память об известном путешественнике, краеведе и ученом А.В. Твердом. По гранту РГНФ и Администрации Краснодарского края: «Организация региональной системы развития творческих ресурсов детей и молодежи в сфере туризма и досуга» организовал и провел серию художественных выставок, в том числе персональную выставку живописи и графики. Также организовал первую в истории Краснодарского края выставку рекламного плаката, конкурсы студенческих плакатов по экологии к Зимним Олимпийским играм в Сочи-2014 года.
Горбачев А. А. имеет 47 лет постоянной педагогической практики в вузах культуры и искусств (Чимкент, Москва, Уральск-ЗКГУ, Краснодар). Сочетание педагогической и научной работы с организационной деятельностью позволило ему реализовать ряд научных концепций, направленных на интеграцию культурного и образовательного пространства стран СНГ и Евразийского пространства Союзных государств, на модернизацию системы социально-культурного и художественного образования, на развитие творческого потенциала студентов. Он разработал и внедрил более 50 авторских рабочих программ по декоративно-прикладному искусству, рекламе и дизайну, туризму, методам научных исследований в учебный процесс для студентов и аспирантов по десяти специальностям и направлениям в вузах, колледжах и курсах повышения квалификации.
Список его научных докладов превышает 140 наименований, добрая половина которых – доклады на международных конференциях. Он участник десятков сессий МАИ, АПСН, МАДЮТК в Москве, Сочи, Уральске, Донецке, Луганске и в других городах России, Казахстана, Украины. Он издал свыше 450 научных публикаций (в том числе ВАК, РИНЦ), 7 монографий, 7 учебных пособий, многие десятки учебно-методических пособий и материалов. Изданный в 2022 году Указатель научных и творческих трудов А.А. Горбачева отражает свыше 120 отзывов о его научно-педагогической деятельности, не считая разнообразных грамот и дипломов. А многочисленные отзывы о его персональных художественных выставках можно проследить с 1963 года.
За заслуги в области культуры России и многолетний плодотворный труд А.А.Горбачев награжден Дипломами и почетными грамотами за успехи в научно-исследовательской деятельности (Москва, Краснодар, Переяслав-Хмельницкий, 2006-2008 гг.). Награжден медалью ВОГО МВД России «За укрепление боевого содружества». Решением Учёного совета Переяслав-Хмельницкого государственного педагогического университета удостоен звания «Почётный профессор ПХГПУ» (2012г.). Награжден Почетной грамотой Министерства культуры РФ «за большой вклад в развитие культуры, многолетнюю плодотворную работу» (2013 г.). В 2013-2015 гг. был занесен на Доску Почета «Лучшие преподаватели КГУКИ». В 2014 году присвоено звание «Ветеран труда». За большие заслуги в развитии детско-юношеского туризма и краеведения удостоен Диплома и приза «Золотой компас» - высшей награды общественной Международной Академии детско-юношеского туризма и краеведения» (2007, 2008, 2018,2021,2022 гг., Москва). Награжден почетным знаком «ЗА ЗАСЛУГИ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА». Приказ по МОО «МАДЮТК» (12.12.2022г.). Награжден юбилейной медалью «25 лет Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения им. А.А. Остапца-Свешникова». Приказ по МОО «МАДЮТК» (13.12.2022г.).
Его профессиональный кругозор и поле социально-культурных интересов широки и охватывают научно-исследовательскую, образовательную и просветительскую деятельность, практику и методику работы учреждений культуры и искусства, изобразительное творчество, дизайн и туризм, и много других направлений. Он щедро делится накопленными знаниями и богатейшим опытом в своих многочисленных публикациях, в докладах и сообщениях на конференциях. Его способности и результаты уходят корнями в семейные традиции, в школьные и студенческие годы, в тот завораживающий, околдовывающий и пленяющий воображение мир педагогического царства культуры.