Название темы проекта: Рart-time обучения в условиях цифровизации профессионального образования

    Название приоритетного направления развития науки. 8. Исследования в области образования и науки

    Наименование специализированного научного направления, на которое подается заявка, вид исследования. 8.1.2 Актуальные проблемы в области образования и языкознания, прикладные исследования.

    Предполагаемые даты начала и окончания проекта, его продолжительность в месяцах.  01.07.2022-30.12.2024, 30 месяцев.

    Актуальность исследования. В Казахстане традиционные формы профессионального образования (очное, вечернее, экстернат) осуществляются в соответствии с Законом РК «Об образовании». В нашей стране заочная форма обучения с 2019 года начала переход на дистанционные технологии обучения. Все достижения системы дистанционного образования в Казахстане продемонстрировали свою несостоятельность во время пандемии последних лет.

    В условиях цифровизации профессионального образования возникает необходимость модернизации или трансформации дистанционного обучения.

    В последние годы в мире стала распространяться модель «открытого образования». Эта модель проистекает из открытости мирового знания, процессов и человеческого познания. Предлагаемый проект предусматривает реализацию  full-time и part-time обучения через «открытое образовательное пространство» (ООП) в условиях цифровизации профессионального образования. В зависимости от условий социальной и трудовой занятости обучающиеся получают полный объем образовательной программы full-time обучения посредством part-time обучения в ООП. Это определяет основную идею исследования.

    Цель исследования: моделирование part-time обучения в условиях открытого образовательного пространства, доступного любому обучающемуся, разработка методики и программного обеспечения его реализации.

    Это будет способствовать реализации законов РК «Цифровой Казахстан» и «Статус педагога».

    Задачи исследования:

    1.Анализ зарубежного и отечественного опыта рart-time обучения и цифровизации профессионального образования. Изучениеpart-time обучения в зарубежных высших учебных заведениях, а также опыта цифровизации будет служить основой для разработки педагогической модели и методики, создания программного продукта.

    1. Оценка современного состояния внедрения дистанционного обучения в системе профессионального образования в Казахстане. Изучение состояния дистанционного обучения в казахстанских вузах позволит определить пути достижения намеченной цели.
    2. Моделирование рart-time обучения через открытое образовательное пространство в условиях цифровизации профессионального образования. Будет раскрыта сущность понятий«открытое образовательное пространство»,«рart-time обучение».
    3. Определить педагогические принципы и условия рart-time обучения через открытое образовательное пространство.
    4. Разработать платформу открытого образовательного пространства для рart-time обучения. В открытом образовательном пространстве будут собраны онлайн-курсы, виртуальная лаборатория, банк тестов, веб-конференция, онлайн-доска и др. Образовательная платформа станет инструментом обеспечения качества и доступности образования в стране, предоставит возможность бесплатного доступа к онлайн-курсам, разработанными совместно с ведущими специалистами.
    5. Разработать методику рart-time обучения через открытое образовательное пространство обучающихся профессионального образования.
    6. Апробация методики обучения part-time через открытое образовательное пространство в условиях цифровизации профессионального образования.

    Ожидаемые результаты:

    1. На основании изучения зарубежного и отечественного опыта рart-time обучения и цифровизации профессионального образования будет выстроена структура открытого образовательного пространства, ориентированного на part-time обучение в Казахстане.
    2. В условиях цифровизации профессионального образования будет создана авторская педагогическая модель part-time обучения через открытое образовательное пространство.
    3. Будут определены педагогические принципы и условия part-time обучения через открытое образовательное пространство.
    4. Будет создана платформа открытого образовательного пространства, включающая системную интеграцию информационных форм в условиях цифровизации профессионального образования.
    5. Будет разработана авторская методика part-time обучения в условиях открытого образования.
    6. В условиях цифровизации профессионального образования будет проведена апробация методики part-time обучения через открытое образовательное пространство (для образовательных программ «6В01506-Информатика», «6В01505-Физика-информатика», «6В01504-Физика», «7М01504-Физика»).

    По результатам проекта будет подготовлена 1 монография объемом не менее 5 печатных листов, не менее 1 (одной) статьи или обзора в рецензируемом научном издании, индексируемом в Social Science Citation Index или Arts and Humanities Citation Index базы Web of Science и (или) имеющем процентиль по CiteScore в базе Scopus не менее 35, не менее 2 статей/обзоров в рецензируемом зарубежном и/или отечественном издании, рекомендованном КОКСОН, 2 статьи в сборниках международных, республиканских конференций, получено 3 авторских свидетельства.

     

    Краткие сведения о реализации проекта в соответствии с календарным планом за 2022 год

    Шифр задания, этапа

    Наименование работ по Договору и основные этапы его выполнения

    Основные результаты

    1

    Рart-time оқыту мен кәсіби білім беруді цифрландырудың шетелдік және отандық тәжірибелерін талдау

    Изучен теоретический и практический опыт, распространенный за рубежом. Были обобщены и проанализированы материалы научных трудов по цифровизации образования зарубежных (Sue Jackson, Magda Rokicka, Silke Heuse,Вайнштейн Ю. В., Вайндорф-Сысоева М. Е., Строков А. А., Корбит П. А., Полупан К. Л.,) и отечественных ученых (Кусайнов А. К.,Шарипбай А. А., Балыкбаев Т. О., Нурбекова Ж. К., Тажигулова А. И., Артыкбаева Е. В., Нургалиева Г. К. и др.). В ходе исследования была написана статья на тему «Модели современных университетов", которая сдана в печать в сборник материалов международной научно-практической конференции. На конференции был прочитан и обсужден материал статьи.

    1.1

    Шетелдердегі маман даярлауда рart-time оқытуды жүзеге асыру тәжірибесін теориялық талдау

    Изучены подходы и практика применения part-time обучения за рубежом. Исследован опыт обучения part-time в США, Европе, Азии, России. Проведен сравнительный анализ форматов full-time и part-time обучения, проанализированы преимущества и различия. Определены различные методики part-time обучения (очно-заочное, заочное, online, online-offline, смешанное/гибридное) в рассматриваемых странах.

    1.2

    Әлемнің жетекші елдеріндегі  цифрлық білім берудің теориялық-тұжырымдамасы мен практикасына арналған іргелі еңбектер мен шетелдік және отандық  әдебиеттерді талдау, жүйелеу

    Проанализированы зарубежная и отечественная теоретическая концепция и практика цифрового образования, выявлены закономерности и тенденции развития. Были проанализированы и систематизированы результаты анализа цифровых стратегий (Digital strategy) Германии, Венгрии, Эстонии, Сингапура, Южной Кореи, России и государственной программы Республики Казахстан «Цифровой Казахстан» за 2017 год, «Концепции развития информационно-коммуникационных технологий и цифровой отрасли», утвержденной приказом №961 от 30 декабря 2021 года.

    1.3

    Цифрлық  білім беру арқылы рart-time оқытудың шетелдегі функционалдық практикасын, трансформациялау мен жаңғыртылуын педагогикалық  зерттеу

    Проведен и обобщен теоретический анализ научно-методических работ по теме исследования. В практике цифровизации высшего образования США установлено, что заочное обучение трансформируется в онлайн-обучение и открытое образование. Здесь дистанционное обучение воспринимается в качестве преемника заочного образования (Л. Юань, С. Пауэлл). В результате трансформации заочного обучения в дистанционное обучение с помощью информационных технологий контингент студентов в 1980-е годы достиг 300 тыс. человек, и до настоящего времени этот показатель непрерывно растет. В странах Европы в рамках "Плана услуг цифровой трансформации образования" определена структура онлайн курса, сочетающая рart-time обучение с онлайн обучением, разработкой онлайн курсов. Изучена структура и технология платформ Moodle, SCORM, Blackboard, Coursera, Lectorium, Stepik и др.

    1.4

    Кәсіби білім беруді цифрландыру жағдайында Қазақстандық рart-time оқытудың педагогикалық моделін құру

    Начато разработка педагогической модели казахстанского рart-time обучения. В ходе исследования, опираясь на научно-методические труды, были разработаны прототипы казахстанской модели рart-time обучения. Разработаны содержания образования, формы обучения, варианты моделей: «Система рart-time обучения», «Структура рart-time обучения», «Кейс-технология в формате Part-time обучения», характеризующие взаимосвязь между обучающимся и преподавателем/вузом.

    2.1

    Қазақстандағы кәсіби білім беру жүйесіне қашықтан оқыту технологиясын жаңғырту бойынша ғылыми және аналитикалық талдау, есептік материалдарды жинау

    Проведен научный анализ трансформация технологии дистанционного обучения. Изучены практики трансформации заочного обучения в дистанционное в казахстанских вузах. По отчетным материалам вузов последних лет были проанализированы правила дистанционного обучения и практика его внедрения. Была подготовлена и опубликована статья «Distance Learning Activation in Higher Education» (European Journal of Contemporary Education. 2022. 11(3), E-ISSN 2305-6746 2022. 11(3): 831-845. DOI: 10.13187/ejced.2022.3.831).

    Перечень опубликованных работ в соответствии с календарным планом за 2022 год

    Перечень опубликованных работ в соответствии с календарным планом за 2022 год

    База данных

    Медешова А.Б., Акимова С.М., Курмашева Д.Н. Қазіргі заманғы университеттердің модельдері.// "Білім және ғылым берудегі дәстүрлер мен инновациялар: тарих, қазіргі жағдай, перспективалар" атты ғылыми-тәжірибелік конференция материалдар жинағы, Орал, БҚУ, 2022.-баспада

    Отечественные публикации

    Aigul Medeshova Аkmaral Kassymova , Zhazira Mutalova, Gaukhar Kamalova Distance Learning Activation in Higher Education.//"European Journal of Contemporary Education," 2022,11(3), E-ISSN 2305-6746 2022. 11(3): 831-845. DOI: 10.13187/ejced.2022.3.831.процеентиль 78

    Зарубежные публикации

    Scopus

    Brandbook

    Brand book — an official document of the company that describes the concept of the brand, ....

    Rules of behavior of students of ZKU

     

    Official Telegram channel of the MES RK

    Ecological monitoring

    comprehensive monitoring of the state of the environment,  ...

     

    A volunteer

    is a person who voluntarily provides free assistance to people, ...

     

    Our address

    Republic of Kazakhstan, Uralsk, N.Nazarbayev ave.162,

    tel/fax: +7 (7112) 51 26 32, +7 (7112) 51 42 66, This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

    Stay in touch