Инновационное развитие ЗКГУ осуществляется как посредством модернизации деятельности всего университета в сфере мониторинга и анализа, методической работы, информатизации образования и т.д, так и посредством внедрения инноваций в методику преподавания включающую в себя активное вовлечение студента в образовательный процесс (интерактивное обучение) и использование информационных технологий
1. Основные направления модернизации и инновационной деятельности ЗКГУ определены Планом мероприятий по совершенствованию деятельности вуза по результатам институциональной аккредитации, Концепцией развития вуза до 2020 года, требованиями к качеству международных сетей оценки образования и зарубежных аккредитационных агентств, планом инновационно-методической работы университета.
Планом мероприятий по совершенствованию деятельности вуза по результатам институциональной аккредитации предусмотрено внедрение технологий дистанционного обучения на всех уровнях и формах обучения для обеспечения свободного доступ к образовательным услугам; совершенствование содержания КЭД на основе специализаций требуемых рынком труда; развитие международных программ обмена студентов и ППС; проведение международной аккредитации образовательных программ.
В целях выполнения рекомендаций Внешней Экспертной Комиссии принято решение:
- создать комитеты по РУП и КЭД в каждом институте/факультете и расширить их состав за счет привлечения ведущих преподавателей;
- разместить на сайте университета форум посвященный обсуждению содержания образовательных программ;
- ввести систематическую подготовку и обучение эдвайзеров в целях методического обеспечения и контроля индивидуальной траектории обучения студентов;
- график учебного процесса специальности, с указанием сроков практик, согласовывать с руководителями ведущих баз практик;
- усовершенствовать процедуру анкетирования работодателей, что позволяло бы выявлять требования, предъявляемые к каждой образовательной программе;
-ввести практику согласования каталогов элективных дисциплин, содержания специализаций с ведущими работодателями;
- совершенствовать механизм анализа результатов обучения и т.п..
В соответствии с требованиями международных сетей оценки организаций образования и зарубежных аккредитационных агентств, планом инновационно - методической работы университета предусмотрены направления инновационной работы связанные с совершенствованием системы мониторинга и анализа, инновациями в методическом обеспечении, информатизацией учебного процесса, подготовкой к международной аккредитации образовательных программ, которые тесно связаны между собой.
Так совершенствуются существующие и вводятся новые процедуры анализа и мониторинга следующих процессов:
1 Анализ системы планирования и управления и их результативности
2 SWOT-анализ сильных и слабых сторон деятельности вуза
3 Мониторинг интеллектуального развития студентов в градации специальность, языки обучения
4 Соблюдение требований Закона РК «Об образовании», нормативных актов, ГОСО
5 Совершенствование рейтинговой оценки деятельности ППС и подразделений университета
6 Выявление отношения ППС и студентов к уровню организации учебного процесса
7 Оценка социального самочувствия ППС и студентов
8 Анализ требований потребителей к организации и содержанию учебного процесса по специальностям
9 Оценка деятельности АУП и руководителей подразделений на основе социологических опросов
10 Анализ результатов успеваемости по итогам сессий
14 Анализ причин неуспеваемости на уровне студента
15 Оценка профессионального уровня ППС и качества преподавания
16 Система менеджмента качества
Также совершенствуются существующие и разрабатываются следующие направления инновационной работы:
1 Изучение и распространение передового педагогического опыта
2 Проведение обучающих семинаров для ППС
3 Организация и проведение конкурса инновационных проектов среди ППС
4 Разработка программ двудипломного образования в ЗКГУ
5 Совершенствование каталогов элективных дисциплин и содержания образовательных программ на основе требований рынка
6 Формирование базы видео-лекций по общеобразовательным дисциплинам
7 Теле-трансляция поточных лекций
8 Формирование видео базы методических материалов (мастер классов, открытых занятий, презентаций)
9 Производство учебных фильмов (в т.ч. с использованием компьютерной графики)
10 Производство и организация трансляции выпусков новостей учебной, методической, научно-исследовательской, воспитательной работы ЗКГУ
11 Совершенствование программной оболочки электронных учебников, в целях развития интерактивности и мультимедийности образовательного процесса.
12 Разработка и совершенствование программ автоматизации учебного процесса и контроля (Регистратор, УМКД, РУП, Антиплагиат, Анкетирование и т.п.)
Для подготовки образовательных программ к аккредитации требуется привести в соответствие с международными требованиями качества, в частности по научной и международной деятельности, следующие показатели:
Научно-исследовательский потенциал:
- наличие финансируемых научных исследований;
- научных публикаций в РК, СНГ, зарубежных рейтинговых научных изданиях;
- научно-исследовательских центров осуществляющих связь науки и производства.
Уровень международного сотрудничества:
- участие в международных программах;
- наличие программ двудипломного образования с зарубежными вузами;
- доля иностранных профессоров привлекаемых для реализации образовательных программ;
- уровень академической мобильности студентов – обучающихся в зарубежных вузах и иностранных студентов;
- наличие совместных с зарубежными вузами программ научных исследований и т.п.
2. Требования к инновационным методам преподавания были сформулированы в Положении о конкурсе по внедрению инновационных технологий обучения.
«Под инновационными методами подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании и направленные на повышение качества подготовки путем развития у обучающихся творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и проектного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и т.д.).
Инновационные методы в образовательном процессе предполагают:
• использование информационных ресурсов и баз знаний;
• применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий;
• ориентация содержания на лучшие отечественные и зарубежные аналоги образовательных программ;
• использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук;
• применение активных методов обучения, «контекстного обучения» и «обучения на основе опыта»;
• применение интерактивных методов обучения
• использование методов, основанных на изучении практики (case studies);
• использование проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач».
Требования к интерактивным методам обучения и использованию информационных технологий в учебном процессе также содержатся в критериях оценки профессионального уровня ППС используемых экспертной комиссией.
«Оценка компетенций преподавателя дополняется методологией определения профессионального мастерства преподавателя, в зависимости от его умения использовать интерактивные методы обучения. Интерактивность в педагогическом процессе реализуется и оценивается в зависимости от уровня коммуникативного взаимодействия между преподавателем и студентом:
1. Информационно-репродуктивный уровень. Преподаватель в совершенстве владеет умением пересказа учебного материала, способен передать обучающимся и слушателям необходимую информацию в соответствии с учебной программой. Главной единицей анализа являются при этом ключевые понятия.
2. Информационно-адаптивный уровень. Преподаватель трансформирует учебную информацию с учетом социально-психологических особенностей студентов и слушателей, умеет находить и обеспечивать «обратную связь» в любой аудитории. Главной единицей анализа в этом случае становится набор вопросов, волнующих студентов и слушателей.
3. Проблемно-информационный уровень. Преподаватель владеет умением проблемного изложения материала, т. е. заостряет внимание студентов и слушателей на столкновении противоречий, формулировании парадоксов и нахождении способов их разрешения в мысленных экспериментах вместе с ними. В данном случае главной единицей анализа оказывается проблемная ситуация.
4. Информационно-игровой уровень. Преподаватель владеет умением подготовить и провести деловую (или ролевую) игру с обучающимися и слушателями, во время которой происходит процесс овладения оп-ределенными практическими навыками и умениями в том виде деятельности, которая и является моделируемой для них. Главной единицей анализа здесь становится деловая (или ролевая) игра.
5. Информационно-экспериментальный уровень. Преподаватель владеет умением периодически ставить эксперименты, пытаясь преобразовать ту учебную среду, в которой оказались его обучающиеся и слушатели, в новую учебную среду, которая даст им наибольший простор для творческой самореализации. На этой основе происходит формирование нового качества знаний, навыков и умений. В данном случае главной единицей анализа является преобразованный учебный процесс.
Примечание: К интерактивными методам можно отнести методы реализующие 3,4,5 уровень коммуникативного взаимодействия.
В основе оценки компетенций и способностей интерактивного обучения должен лежать детальный анализ аудиторных занятий. Анализ качества занятий предполагает оценку; содержания, методики проведения, организации, педагогических данных, руководства работой обучающихся, результативности занятий……
Использование информационных технологий в учебном процессе может включать:
- применение обучающих программ и проведение занятий в компьютерных классах с подключением к сети интернет и интранет:
- использование на занятиях электронных учебников, аудио и видео-материалов;
- использование интерактивной доски, проекторов и др. технических средств обучения;
- формирование базы данных информационных ресурсов.