1. Общие положения
1. Правила соблюдения академической честности обучающимися, ППС и сотрудниками в Западно-Казахстанском государственном университете им. М.Утемисова (далее - Правила), разработанные в соответствии со Стратегией развития университета, Уставом ЗКГУ, устанавливают принципы академической честности в образовательном процессе, права и обязанности членов университетского сообщества, определяют виды нарушений академической честности и порядок принятия мер в случае их совершения.
2. Цель настоящих Правил – формирование у обучающихся, ППС и сотрудников университета понимания о честности, выстраивании открытых, искренних и доверительных отношений, а также ответственности в вопросах; развития честности в жизни. Академическая честность является одной из ключевых ценностей в образовательном процессе ЗКГУ.
3. В Правилах используются следующие понятия:
1) академическая честность — совокупность; ценностей и принципов, выражающих честность студента в обучении при выполнении письменных работ (контрольных, курсовых, эссе, дипломных, диссертационных), ответах на экзаменах, (в исследованиях, выражении своей позиции, в взаимоотношениях с академическим персоналом, преподавателями и другими студентами, а также оценивании).
2) оцениваемая работа:
- работа или задание, выполняемое обучающимся при проведении текущего оценивания, для определения его учебных достижений в определенный период обучения (устный опрос, письменная работа, эссе, полевая работа, лабораторная работа, практическая работа, самостоятельная работа, исследовательская работа, проект и др.);
- работа, выполняемая обучающимся при проведении итогового оценивания (контрольные, письменные работы, тесты, зачеты, исследовательская работа, проект, дипломная работа и др.), для определения уровня достижений обучающегося за семестр обучения;
4. Администрация, эдвайзеры, кураторы ЗКГУ обязаны ознакомить обучающихся с настоящими Правилами в следующих случаях:
1) под роспись при приеме документов;
2) под роспись при подаче заявления о зачислении в ЗКГУ;
3) на кураторских часах.
5. Настоящие Правила обязательны для исполнения всеми членами университетского сообщества – администрацией ЗКГУ им.М.Утемисова, ППС, сотрудниками, обучающимися, их законными представителями.
2. Принципы академической честности
Основными принципами академической честности обучающихся в образовательном процессе, развивающими их личную честность и ответственность за свое обучение, являются:
1) добросовестность - честное, тщательное выполнение обучающимися оцениваемых и неоцениваемых работ. Основными составляющими добросовестности являются трудолюбие и порядочность.
2) осуществление охраны прав автора и его правопреемников - признание авторства и охрана произведений, являющихся объектом авторского права, посредством правильной передачи чужой речи, мыслей и указания источников информации в оцениваемых работах;
3) открытость -прозрачность, взаимное доверие, открытый обмен информациями и идеями между обучающимися и ППС и приравненными к ним лицами;
4) уважение прав и свобод обучающихся - право свободного выражения мнений и идей обучающихся;
5) равенство - обязанность каждого обучающегося по соблюдению настоящих правил и равная ответственность за их нарушение.
3. Права и обязанности членов студенческого сообщества
1. Студенты имеют право:
1) на ознакомление с текстом настоящих правил;
2) на свободное выражение собственного мнения в процессе обучения;
3) на защиту от необоснованного обвинения в нарушении настоящих правил и предоставления доказательств.
2.Обучающиеся обязаны:
1) ознакомиться с текстом настоящих правил и знать последствия их нарушения;
2) неукоснительно соблюдать академическую честность при выполнении оцениваемых и неоцениваемых работ;
3) использовать способ передачи чужой речи и мысли с указанием автора, наименования произведения и страницы;
4) в конце оцениваемых работ указывать список использованной литературы;
5) использовать достоверные и надёжные источники информации;
6) не предоставлять другим обучающимся собственно выполненную оцениваемую работу;
7) самостоятельно выполнять все виды заданий;
8) не использовать готовые ответы к тестам, упражнениям и заданиям, готовые письменные работы (эссе, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации);
9) не использовать на экзаменах шпаргалки, электронные средства информации и связи;
10) не передавать свои готовые ответы и работы другим обучающимся и не допускать поведения, ставящего под сомнение честность и добросовестность обучения и наносящего ущерб конечным результатам других обучающихся;
3. ППС университета, сотрудники обязаны:
1) проводить информационную работу среди обучающихся;
2) обучать и оказывать поддержку обучающимся в выборе достоверных и надёжных источников;
3) обучать способам оформления сносок, ссылок, списка использованной литературы;
4) обучать обучающихся способам оформления проектных видов деятельности на бумажных, электронных, цифровых носителях с указанием авторства всех участников выполняемой работы;
5) обучать выражать собственное мнение в процессе обучения;
6) проводить разъяснительную работу с обучающимися перед выполнением оцениваемой работы по вопросам соблюдения академической честности;
7) препятствовать любой возможности нарушения требований, установленных настоящим правилами;
8) вести строгий учет каждого случая нарушения настоящих правил;
9) информировать деканат о каждом случае нарушения правил в письменном виде.
4. Администрация университета обязуется:
1) обеспечить работу ППС и сотрудников университета по разъяснению данных правил обучающимся;
2) координировать работу по принятию мер, предусмотренных настоящими правилами, при нарушении правил обучающимися;
3) проводить контроль и мониторинг реализации академической честности обучающимися.
4. Виды нарушений
Настоящими правилами предусматриваются следующие виды нарушений академической честности обучающимися, преподавателями и сотрудниками университета:
1) плагиат:
- частичное либо полное присвоение материалов из других источников без предоставления подтверждения авторства или указания источника;
Плагиат может проявляться в различных формах:
• цитирование источника без использования соответствующей пунктуации (кавычек) и/или без указания источника;
• перефразирование источника без указания источника;
• использование чьих-либо идей или аргументов без ссылки на автора;
• представление письменной работы, написанной полностью или частично другом или другим студентом;
• представление курсовой / дипломной работы, взятой из Интернета;
• представление курсовой работы, которая была выполнена как задание для другого курса.
2) сговор:
- выполнение любой оцениваемой работы за другого учащегося;
3) обман:
-списывание оцениваемых работ у других обучающихся;
- повторное предоставление, сдача уже оцененной работы;
- представление ложных оправданий в случае невыполнения, несвоевременного выполнения оцениваемых работ;
- выполнение оцениваемой работы двумя или более учащимися, в которой не предусматривается групповая работа;
- осознанная помощь другим учащимся: позволение списывать ему/ей со своей оцениваемой работы, подсказки, использование шпаргалок, учебников и т.д.
- представление чужих оцениваемых работ как своих собственных.
4) фальсификация оценок, данных оцениваемой работы:
- подделка оценок, результатов оценивания ответов к заданию;
- подделка данных (дописывание, вписывание, исправление), то есть измерений и результатов наблюдений опроса, анкетирования и других методов при выполнении исследования;
- завышение оценок контрольных письменных работ;
- намеренное подделывание или порча оцениваемой работы другогообучающегося;
5) приобретение ответов оцениваемых работ нечестным путем:
- передача ответов во время выполнения оцениваемой работы;
- получение частичного или полного материала до проведения оцениваемой работы с помощью другого учащегося, педагогического работника или сотрудника (тестовых заданий с ответами, экзаменационных билетов и заданий, заданий для письменного экзамена);
- покупка или иные пути получения оцениваемых работ для выдачи их как собственных (курсовых, дипломных работ, магистерских диссертаций и др.);
- продажа или иные пути помощи в покупке и/или продаже готовых оцениваемых работ (курсовых, дипломных работ, магистерских диссертаций и др.);
6) неправомерное использование информации или устройств:
- использование информации на электронных, цифровых, бумажных носителях, технических устройств во время выполнения контрольных оцениваемых работ, тестирования;
- получение любых ответов оцениваемой работы любыми путями, включая скачивание через электронную почту, компьютер и т.д.;
- вынос из кабинета и/или копирование с компьютера материалов педагогического работника, касающихся оцениваемых работ на бумажных и электронных носителях.
5. Обязанности участников образовательного процесса
Обязанности студентов/ магистрантов
Для соблюдения принципов академической честности обучающиеся обязаны:
Уважать и соблюдать основополагающие принципы, касающиеся использования чужой интеллектуальной собственности.
Принимать этические стандарты и строго следовать им. Соблюдать все принципы при любом виде работы, устной и письменной форме, текущем и итоговом оценивании.
Помнить, что предъявляемая работа является личной работой участника образовательного проекта.
При использовании отрывков из чужих произведений использовать такой способ передачи чужой речи, как цитирование
При написании исследовательской работы, эссе, письменных заявлений использовать сноски, в которых указывается автор и произведение, откуда взяты определенные мысли. В конце работы в обязательном порядке иметь библиографию, в которой указаны все информационные ресурсы. Также возможно создание приложения, в котором представлены информационные источники.
Не допускается предоставление своим сокурсникам собственный материал, выполненные работы с целью использования в личных целях.
Знать об ответственности за проявление академической нечестности и быть готовым к тому, что к студенту будут применены санкции в рамках данной политики.
Обязанности преподавателей, сотрудников университета:
Содействовать внедрению принципов академической честности в практику своей работы. Предупреждать случаи академической нечестности.
Создавать условия для интеллектуального и нравственного обучения, основанного на этике и постоянном развитии студентов.
Изучить нормативные документы об охране авторских прав, действующие как на территории Республики Казахстан, так и в мировом сообществе.
Проводить информационную работу по разъяснению политики академической честности среди родительской общественности.
Во время проведения занятия, встреч уделять внимание способам оформления чужих слов и мыслей.
Вести строгий учет каждого случая проявления академической нечестности. Информировать деканаты о подобных случаях. При необходимости обращаться к администрации вуза за помощью.
Посещать семинары и практические занятия по вопросам, касающимся поддержки академической честности.
6. Ответственность и наказания
Участники образовательного процесса должны помнить, что они несут моральную ответственность за нарушение принципов академической честности.
Плагиат, покупка и продажа курсовых, дипломных работ, магистерских диссертаций рассматривается как выход за рамки простого нарушения правил и воспринимается как серьезное нарушение в отношении сообщества и влечет за собой наказание за использование чужих материалов.
Каждый случай нарушения преподаватели фиксируют, и текущая или итоговая работа студента/магистранта не допускается к процедуре оценивания. Студенту/магистранту объявляется выговор, далее вплоть до отчисления.
Преподаватели гарантируют информирование студентов о том, что работы студентов проверяются на наличие плагиата с помощью веб-системы.
Библиотекари обеспечивают студентов и преподавателей соглашением относительно оформления использованных в работах ресурсов, библиографии, ссылок с указанием книг, журналов и Интернет-сайтов, которое доступно всем участникам программы для пользования.
Настоящий перечень видов нарушений академической честности не является исчерпывающим и может дополняться по мере необходимости.
7. Порядок применения мер в случае нарушения Правил
1. Нарушения академической честности могут быть выявлены:
1) при проведении текущего оценивания;
2) при проведении итогового оценивания.
2. В случае выявления плагиата, сговора при проведении текущего оценивания учебных достижений учащихся:
1) преподаватель составляет акт о нарушении правил по форме согласно приложению к настоящим правилам, проводит беседу с обучающимся. Акт о нарушении правил с соответствующими вещественными доказательствами и копии работ учащихся передаются декану факультета;
2) при систематическом нарушении (три и более раз), преподаватель составляет акт о нарушении правил по установленной форме. Акт о нарушении правил с соответствующими вещественными доказательствами и копии работ учащихся передаются декану факультета, который все документы передает дисциплинарной комиссии.
3. В случае выявления обмана при проведении текущего оценивания учебных достижении обучающихся:
1) преподаватель составляет акт о нарушении правил по установленной форме, проводит беседу с обучающимся в присутствии куратора. Акт о нарушении правил с соответствующими вещественными доказательствами и копии работ учащихся передаются декану факультета;
2) при систематическом нарушении (три и более раз), преподаватель составляет акт о нарушении правил по установленной форме. Акт о нарушении правил с соответствующими вещественными доказательствами и копии работ учащихся передаются декану, который все документы передает дисциплинарной комиссии.
4. В случае выявления фальсификации оценок, данных оцениваемой работы, приобретения ответов оцениваемых работ нечестным путем, неправомерного использования информации или устройств при проведении текущего оценивания учебных достижении учащихся:
Преподаватель составляет акт о нарушении правил академической честности, проводит беседу с обучающимся в присутствии куратора. Акт о нарушении правил с соответствующими вещественными доказательствами и копии работ учащихся передаются декану факультета, который все документы передает дисциплинарной комиссии.
5. В случае выявления плагиата, сговора, обмана, фальсификации оценок, данных, оцениваемой работы, приобретения ответов оцениваемых работ нечестным путем студентом/магистрантом, а также неправомерного использования информации или устройств при проведении итогового оценивания учебных достижений:
преподаватель или лицо, уполномоченное присутствовать на экзаменах, составляет акт о нарушении правил по установленной форме. Акт о нарушении правил с соответствующими вещественными доказательствами и копии работ учащихся передаются декану, который все документы передает дисциплинарной комиссии. К обучающимся, совершившим нарушения, применяются меры дисциплинарного взыскания (снижение оценки за работу до уровня С -, повторное выполнение письменной работы, выговор, оставление на летний триместр на платной основе, информирование родителей, размещение информации на сайте университета, отчисление из вуза).
6. В случае выявления взяточничества, обмана, фальсификации данных при выполнении оцениваемых работ обучающимися, продажи курсовых, дипломных работ, магистерских диссертаций, преподаватель/сотрудник университета подвергается дисциплинарному взысканию вплоть до увольнения.
7. Организация работы Дисциплинарной комиссии регулируется положением и правилами внутреннего распорядка ЗКГУ.
8. Дисциплинарная комиссия
Дисциплинарная комиссия (далее-ДК) создается как независимый экспертный орган, осуществляющий защиту прав участников образовательного процесса и обеспечивает нравственно-этическую оценку результатам учебной деятельности обучающихся Западно-Казахстанского государственного университета им. М.Утемисова.
Задачи и функции дисциплинарной комиссии
Основные задачи:
• предупреждение случаев академической нечестности среди обучающихся ЗКГУ им. М.Утемисова;
• проведение независимой экспертизы при возникновении фактов Академической нечестности: списывание, плагиат, сговор и т.д.
• оценка соблюдения этических норм и принципов академической честности при выполнении любых видов письменных работ.
Основными функциями ДК являются:
• участие в этической оценке письменных работ учащихся и организация этической экспертизы с точки зрения Академической честности студенческих письменных работ;
• рассмотрение спорных вопросов, возникших в учебный период и в период промежуточной аттестации, связанных академической нечестностью и нарушением этических норм;
• проведение мероприятий по внедрению принципов академической честности в образовательный процесс и предупреждению нарушающего этические нормы поведения обучающихся;
• проведение совещаний по результатам работы комиссии по факту нарушающего поведения;
• взаимодействие с другими органами общественного управления: студенческий ректорат, студенческие деканаты факультетов.
Состав дисциплинарной комиссии
• состав ДК формируется из числа администрации, преподавателей, членов студенческого самоуправления и утверждается приказом ректора
• ДК состоит из председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря и членов (не менее 3), которые назначаются на 3 года с возможным переизбранием на последующий срок.
Регламент работы дисциплинарной комиссии:
• заседания ДК проводятся по мере выявления фактов нарушения этических норм и
академической нечестности.
• ДК осуществляет экспертную оценку письменных работ учащихся и анализирует ситуации, связанные с проявлением Академической нечестности (факты списывания, идентичность работ, завышение оценок)
• ДК по результатам экспертизы представленных письменных работ и анализа недопустимого поведения обучающихся может вынести следующее заключение:
- снизить оценку за письменную работу в случае обнаружения нескольких случаев присвоения чужого текста (отсутствие сносок цитирование без указания на авторство)
- аннулировать письменную работу студента/магистранта в случае обнаружения случаев плагиата, списывания, дублирования.
- рекомендовать повторное проведение контрольного мероприятия;
- рекомендовать сдать контрольное мероприятие в период летнего триместра на платной основе;
- объявить выговор;
- отчислить из университета.
Права и обязанности дисциплинарной комиссии
ДК вправе:
- обращаться за помощью к другим независимым экспертам и консультантам, являющимися специалистами в различных областях;
- давать разъяснения, рекомендации, указания и принимать решения по вопросам, входящим в ее компетенцию;
- в письменном виде информировать деканаты, ректорат о своих заключениях и обоснованиях относительно фактов нарушающего поведения обучающихся университета;
-документировать деятельность ДК, определять порядок проведения заседаний, ведение протоколов заседаний, оповещение его членов о предстоящих заседаниях, а также организацию заседаний;
- качественное и своевременное выполнение функций, предусмотренных настоящим положением;
- организацию деятельности ДК по выполнению возложенных задач и функций.
Изменения и дополнения в настоящее положение вносятся путем составления положения в новой редакции либо оформления изменений (дополнений) в виде приложений к настоящему положению на основании решении ученого совете университета и приказа ректора.
Настоящее положение вступает в силу со дня его утверждения и действует до момента внесения дополнений, изменений.
Приложения
Приложение 1
АКТ о нарушении правил академической честности
Дисциплина:
|
|
Вид учебной деятельности:
|
|
ФИО преподавателя
|
ФИО студента/магистранта: _____________________________________________ _____________________________________________
|
|
Курс ____________ № группы ____________
|
|
|
Дата: Аудитория: Время: Описание нарушения:
Подпись преподавателя или лица, уполномоченного присутствовать на экзаменах:
__________________________ ________________________201__г.
|
|
Подпись обучающегося: _____________________________________________________ ____________________201__ г.
|
|
С актом ознакомлен: Декан факультета: __________________________________________________________ _______________201__ г. Куратор группы: __________________________________________________________ ________________201___ г.
|
Приложение 2
Правила поведения обучающихся на экзамене, проводимого методом компьютерного тестирования
1. Студенты допускаются к сдаче экзамена методом компьютерного тестирования только при наличии зачетной книжки.
2. Запрещается пользоваться на экзамене сотовыми телефонами, наушниками, флешками и другими средствами передачи информации. При обнаружении указанных предметов составляется акт об изъятии, студент удаляется с экзамена. Пересдача данного экзамена осуществляется в период летнего триместра на платной основе.
3. Запрещается пользоваться шпаргалками. В случае обнаружения шпаргалок составляется акт об изъятии, студент удаляется с экзамена. Пересдача осуществляется в период летнего триместра на платной основе.
4. Не допускаются на экзамен студенты, имеющие неэстетичный вид (распущенные волосы, шорты, майки, спортивная одежда, сланцы, куртки, бейсболки, шапки и т.д.)
5. Не разрешается вносить в компьютерный класс спортивные сумки, рюкзаки, пакеты, объемные сумки, верхнюю одежду, книги, записные книжки, тетради, справочники, словари и т.п.
6. На экзамене не разрешается жевать жевательную резинку, есть, пить, разговаривать, подсказывать, пересаживаться, ходить по аудитории без необходимости, выходить из аудитории. В случае нарушения данного требования составляется акт, студент удаляется с экзамена. Пересдача данного экзамена осуществляется в период летнего триместра на платной основе.
7. В случае неэтичного поведения студента (пререкания, грубость, нереагирование на замечания, нежелание подчиняться требованиям правил поведения и т.п.) составляется соответствующий акт, подается докладная на имя ректора для принятия административных мер наказания.
8. Студент имеет право подать апелляцию не позднее следующего дня по следующим техническим причинам:
- отсутствие правильного ответа;
- отсутствие ответов;
- два одинаковых правильных ответа;
- отсутствие задания;
- нечитаемость задания.
Приложение 3
1. АНКЕТА
Вопрос |
Ответ «ДА» |
Ответ «НЕТ» |
Приходилось ли Вам в прошлом учебном году: |
|
|
1. Скачивать из Интернета рефераты, эссе, курсовые работы, доклады и др.
|
|
|
2. Ксерокопировать лекции, конспекты других студентов
|
|
|
3. Пользоваться готовыми ответами на экзаменационные вопросы, билеты и т.п.
|
|
|
4. Пользоваться рефератами, домашними заданиями, докладами, сообщениями, презентациями, выполненными студентами других групп
|
|
|
5. Пользоваться на экзамене материалами, скачанными на мобильный телефон
|
|
|
6. Пользоваться на экзамене шпаргалками
|
|
|
7. Передавать шпаргалки другим студентам
|
|
|
8. Платить за выполнение курсовых, дипломных работ, рефератов и т.д. (или покупать готовые)
|
|
|
9. Платить за повышение рейтинговых баллов
|
|
|
10. Покупать тесты с готовыми ответами |
|
|
2. Как Вы относитесь к использованию на экзамене шпаргалок:
А) вполне допустимо
Б) в целом допустимо
Г) в целом отрицательно
Д) крайне отрицательно
Е) затрудняюсь ответить
3. На каких экзаменах, по Вашему мнению, легче всего списывать, пользоваться шпаргалками, сотовыми телефонами:
А) на письменном экзамене
Б) на устном экзамене
В) на компьютерном тестировании
Г) на комбинированном экзамене
Д) на всех экзаменах
4. Почему, по-вашему, студенты списывают на экзамене, используют шпаргалки?
А) желание получить высокие баллы
Б) незнание предмета
В) неподготовленность в экзамену
Г) преподаватель разрешает списывание
5. Какой экзамен, по Вашему мнению, более объективно оценивает знания студента?
А) компьютерное тестирование
Б) устный экзамен
В) письменный экзамен
Г) комбинированный экзамен
Приложение 4.
КОДЕКС АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЧЕСТНОСТИ
обучающихся в ЗКГУ им. М.Утемисова
В целях обеспечения честности и добросовестности участников образовательного процесса в ЗКГУ им. М.Утемисова все обучающиеся (студенты и магистранты) должны руководствоваться следующими нормами и правилами:
Мои личные интеллектуальные усилия представлены следующими результатами: ответы на тесты, контрольные и самостоятельные, домашние и лабораторные работы, проекты или другие письменные работы.
Я обязуюсь:
-не допускать опозданий и прогулов без уважительной причины;
-самостоятельно выполнять все виды заданий;
-не использовать готовые ответы к тестам, упражнениям и заданиям, готовые письменные работы (эссе,курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации), независимо от того, каким образом они стали мне доступны;
-не использовать на экзаменах шпаргалки, электронные средства информации и связи;
-не передавать свои готовые ответы и работы другим обучающимся и не допускать поведения, ставящего под сомнение честность и добросовестность моего обучения и наносящего ущерб конечным результатам других обучающихся;
-при выполнении письменных работ не использовать чужой текст без ссылок, правильного оформления цитат;
-не использовать родственные или служебные связи для получения более высокой оценки.
В соответствии с Кодексом академической честности я подтверждаю, что все мои ответы и работы являются результатом личного труда и собственных интеллектуальных усилий.
Я принимаю эти принципы и обязуюсь знать положения Кодекса академической честности и руководствоваться ими в своей жизни.